Информационное
агентство России
2°C
11 декабря, 10:52

Цветовая символика в исламе

muh
Цветовая символика в исламе
Купол Голубой мечети в Стамбуле

С учетом канонического запрета на изображения людей и живых существ, цветовой символизм в исламе имеет особую значимость — цвет, наряду с геометрическими и цветочными орнаментами, становится одним из основных способов выражения в исламском мире.

Является ли зеленый цвет настоящим символом Ислама?

Любой, даже несведущий в религии человек на вопрос, какие цветовые ассоциации вызывает у него Ислам, не задумываясь ответит, что этот цвет – зеленый. И правда, сегодня мы можем наблюдать многообразие изумрудных оттенков на обложках религиозной литературы, вывесках халяльных магазинов, в убранстве мечетей и предметах гардероба духовных мусульманских деятелей.

Известно, что некоторые мусульманские ригористы хотели запретить использование зеленых ковров, чтобы, наступая на них, не оскорблять честь и достоинство ислама.
Такой ажиотаж вокруг зеленого цвета образовался не на пустом месте, ведь этот благородный цвет неоднократно упоминается в Священном Писании:«В любом месте, куда ни посмотришь, в Раю великое блаженство и великая власть Аллаха. Они одеты в одежду из зелёного тонкого шёлка и плотного атласа» (Коран, 76:20-21). «Они будут возлежать на ложах с зелёными покрывалами и на коврах удивительной красоты» (Коран, 55:76).

В Исламе зеленый цвет является символом райских садов, молодости и изобилия. По мнению психологов, этот цвет означает успокоение и достижение целостности и гармонии. Таким образом, зеленый цвет можно заслуженно назвать «брендом» Ислама. Но может ли один цвет отразить всю полноту, красоту и многогранность религии ислам? Возможно, именно поэтому еще во времена Пророка большое внимание уделялось не только зеленому, а также белому, черному и другим цветам. К примеру, белого цвета были знамена раннего Ислама, которые во время военных действий сменялись на красные.

Черно-белый альянс

Черный цвет у многих народов считается символом таинственности, тьмы, несчастья, разрушения, уничтожения, смерти, ужаса и ада. В христианской традиции черный – это цвет траура и трагедии. В исламе черный цвет, напротив, обладает особым статусом – это цвет Священного камня Каабы, цвет одежды и знамени аббасидских халифов, для тюркских народов этот цвет означал силу, величие и могущество. В некоторых источниках сообщается о том, что на Пророке (мир ему) была черная одежда в день завоевания Мекки.

Антиподом черного цвета принято считать белый — как символ борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. Для большинства культур белый цвет – это знак добра, чистоты, невинности, веры, признак истины. В исламской символике белый цвет также очень любим и почитаем, он является символом святости и достоинства и любимым цветом Пророка (мир ему). Этот цвет используется в ритуальной церемонии — умершего заворачивают в белый саван; мусульмане совершают обход вокруг Священной Каабы, облачившись в белый ихрам.

В Исламе Тьма не противопоставляется Свету, а находится с ним в причинной связи. Темнота – это одеяние ночи, тень – это творение солнца. Аль-Фараби писал: «В каждом цвете скрывается отсутствие другого цвета, но присутствие белого цвета — не от отсутствия черного».

Пророк (мир ему) предпочитал монохромность

Несмотря на то, что в Исламе немаловажное внимание уделяется красоте во внешнем проявлении, для мусульманина первостепенной задачей остается стремление к духовному росту и очищению от грехов. Ничто не должно отвлекать человека от поклонения Творцу. Стоит взглянуть на черный монолитный камень Священной Каабы, который служит напоминанием о вечности и загробной жизни. Мусульманские дома молитвы отличаются своей скромностью и аскетизмом по сравнению с пышными, позолоченными церквями и католическими храмами.

Известно, что Посланник Аллаха (мир ему) выбирал однотонную одежду, лишенную украшений. Его коврик для намаза также был без узоров и орнаментов, чтобы это не отвлекало его от поклонения.

В хадисе сказано: Айша сообщила, что Пророк (мир ему), молился в плаще, на котором были узоры. Он сказал: «Эти узоры отвлекают меня. Отнесите [этот плащ] Абу Джахму [то есть, человеку, который дал его Пророку] и принесите мне плащ без рисунков» (Бухари, Муслим).

Примечателен и тот факт, что знамена и флаги времен Пророка (мир ему) не имели никаких надписей и изображений, а состояли из полотен одного цвета. На сегодняшний день только один флаг в мире полностью является одноцветным – это зеленое полотно Ливии.

Монохромность – отличительная черта раннего ислама, она являла собой символ скромности, умеренности и минимализма, сумев в полной мере отразить единство и универсальность ислама.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. musttafa20.01.2011 15:00

    А о каком черном монотонном камне Кааббы идет речь? Если о Худжар-уль-Асвад то он не совсем черный, а если о самой Кааббе, то черная там Кисва (покрывало из черной материи — шелка).

  2. Абу-Зиюн21.01.2011 17:57

    А чем не благороден голубой или розовый цвет? Да и бурый с малиновым тоже ничего.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: