Информационное
агентство России
6°C
16 декабря, 23:30

Что такое "макасид" шариата?

Часть первая. Уровни «почему»

Abdulla
Что такое "макасид" шариата?
Макасид это связь между исламским правом и нынешней реальностью

Дети часто задают довольно глубокие философские вопросы, причем неясно, понимают ли они сами их смысл. Но вся прелесть детских вопросов в том, что обычно они не связаны «общими понятиями» и взрослыми представлениями о том, что «так уж устроен мир». Свой курс лекций о макасид аль-шариа я часто начинаю с рассказа о маленькой девочке, которая однажды спросила своего отца: «Пап, а почему ты тормозишь перед светофором?» «Потому что красный свет, а красный значит «стоп», — назидательным тоном ответил отец. «А почему?» — снова спросила девочка. «Чтобы полицейский нас не оштрафовал», — последовал столь же назидательный ответ. «А почему он нас оштрафует?» — продолжала допытываться дочь. «Ну, потому что ехать на красный свет опасно». «А почему?» — не успокаивалась девочка. «Так уж устроен мир», — хотел ответить дежурной фразой отец, но решил пофилософствовать немного с любимой дочуркой, и вместо этого сказал: «Потому что нельзя делать людям больно. Ты же не хочешь, чтобы тебе сделали больно?» «Нет», — ответила девочка. «Вот и другие люди тоже не хотят, чтобы им было больно. Пророк (мир ему) говорил: «Желай другим людям того, чего желаешь себе». «Но почему мы должны желать другим того, чего желаем себе?» — настаивала дочь. И подумав немного, отец ответил: «Потому что все люди равны, и если ты спросишь, почему, я отвечу, что Бог справедлив, и по Своей справедливости Он сделал нас всех равными, с равными правами – таким Он создал этот мир».

Вопрос «почему» равносилен вопросу «что такое макасид?» А «уровни почему», как их называют философы, это «уровни макасид», по терминологии исламских юристов. Рассматривая эти «уровни почему», углубляясь в изучение макасид, мы переходим от простых действий и всем понятных знаковых систем, таких как необходимость останавливаться на красный сигнал светофора, к законам и правилам, таким как правила дорожного движения, а от законов и правил – на уровень полезности и «взаимовыгодности» (например, забота о безопасности других в обмен на собственную безопасность), и наконец, с уровня взаимной выгоды и пользы на уровень всеобщих принципов и основ веры, таких как справедливость, сострадание и атрибуты Бога.

То есть макасид аль-шариа это сфера исламских знаний, отвечающая на всевозможные «почему» любых уровней, например:

▪ Почему благотворительность — выплата закята в пользу бедных – один из «столпов» Ислама?
▪ Почему мусульмане обязаны поддерживать хорошие отношения с соседями?
▪ Почему мусульмане, здороваясь, желают мира («ассаляму алейкум» по-арабски означает «мир вам»)?
▪ Почему мусульмане должны молиться несколько раз в день?
▪ Почему соблюдение поста в месяц Рамадан является одним из «столпов» Ислама?
▪ Почему мусульмане постоянно упоминают Аллаха?
▪ Почему употребление любого количества алкоголя считается в Исламе большим грехом?
▪ Почему курение, например, конопли, запрещено в Исламе точно так же, как употребление алкоголя?
▪ Почему исламский закон предусматривает смертную казнь — высшую меру наказания – за изнасилование или геноцид?

Макасид аль-шариа объясняют «мудрость, сокрытую в правилах»: например, благотворительность, хорошее отношение к соседям, приветствие людей пожеланием мира способствуют «усилению социальной сплоченности».

Еще один пример мудрости, сокрытой в правилах, это «стремление к осознанию Бога» — одно из логических обоснований необходимости регулярно молиться, поститься и обращаться с просьбами к Всевышнему.

Макасид это также те благие цели, на достижение которых направлены запрещающие или разрешающие что-то законы. Так, макасид «сохранения человеческих душ и умов» объясняют существующий в Исламе строгий запрет на алкоголь и одурманивающие вещества, а макасид «защиты чести и имущества людей» — упоминаемую в Коране «смертную казнь» в качестве (возможного) наказания за изнасилование или геноцид (интерпретация аятов 2:178 и 5:33 некоторыми исламскими юридическими школами).

Кроме того, макасид это та совокупность Божественных замыслов и нравственных принципов, на которой основана исламская юридическая система: справедливость, человеческое достоинство, свобода воли, великодушие, целомудрие, помощь ближнему и общественное взаимодействие. Таким образом, они представляют собой связь между исламским правоведением и сегодняшними представлениями о правах человека, развитии общества, о «культурности» его членов, и могут отвечать также на вопросы несколько иного типа:

▪ Какая методология лучше всего подходит для прочтения и осмысления Священного писания мусульман в свете сегодняшней реальности?
▪ Каковы исламские представления о «свободе» и «справедливости»?
▪ Какая связь между современными представлениями о правах человека и исламским правом?
▪ Какой вклад может внести исламское право в «развитие общества», нравственности и «культурности»?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: