Российская умма в свете уфимских тезисов Путина

Участники круглого стола
28 августа 2014 года в Москве, в офисе Международной исламской миссии прошел круглый стол, посвященный изучению опыта Республики Дагестан и других российских регионов в преодолении радикальных проявлений среди мусульманской молодежи и налаживании диалога между различными течениями ислама.

С докладами выступили Заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования д-р Али Вячеслав Полосин и председатель Комитета по свободе совести при Правительстве Дагестана Сулейман Магомедов. С большим словом выступил начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента России Евгений Еремин. Участниками дискуссии стали заместители председателя Духовного управления мусульман Дагестана, первые заместители председателей Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов и ДУМ Татарстана Рустам Батров, Координатор Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ) д-р Юсеф Луай, министр печати и информации Дагестана Азнаур Аджиев, руководитель программы «Мусульмане» на РТР Василий Антипов, старейшины общины «Ахлюс-сунна-валь-джамаа» Дагестана. Экспертными оценками поделились ведущие российские ученые-исламоведы.

Пристальное внимание власти и общества к опыту внутримусульманского строительства в Дагестане вполне объяснимо. В своем докладе д-р Али В.Полосин отметил, что в республике прошли две международные конференции с участием делегаций ВСМУ во главе с его генеральным секретарем д-ром Али Мухиддином аль-Карадаги, по итогам которых были приняты важнейшие богословские решения, заложившие религиозно-догматическую основу для профилактики радикализма и экстремизма, для снятия напряженности в обществе. Эти конференции стимулировали конструктивный диалог между исламскими группами, а также их взаимодействие с властью.

Фундаментом для этих решений стала принятая в мае 2012 года Московская богословская Декларация по вопросам джихада, такфира и халифата, которую подписали 54 известных алима, в том числе доктор аль-Карадаги и шейх Бин Бея. В ноябре 2012 года Али Карадаги впервые приехал в Дагестан по приглашению главы республики. Большую роль в осуществлении этого визита сыграли Координатор ВСМУ в СНГ и РФ д-р Юсеф Луай и научно-просветительский центр «Аль-васатыя – умеренность», подготовивший вопросы для фетвы.

По итогам прошедшей 17 ноября 2012 г. международной конференции «Дагестан – территория мира» была принята фетва, которая провозгласила Дагестан территорией мира и ислама. Текст фетвы был подготовлен д-ром Али аль-Карадаги, рассмотрен Советом улемов Дагестана и одобрен на конференции, а после этого принят и опубликован.

После первой конференции в Дагестане резко вырос личный авторитет д-ра Али аль-Карадаги, в несколько раз выросла посещаемость его сайта из Дагестана, начался позитивный процесс пересмотра радикальными имамами своего отношение к насилию, стали запрещаться теракты в отношении мирных людей, а также акты самоубийц – самой чудовищной формы терроризма. Мирные салафиты вошли в контакт с Духовным управлением мусульман Дагестана, что позитивно повлияло на религиозную обстановку в республике.

Следующий приезд генсека ВСМУ на Северный Кавказ состоялся в марте 2014 года, когда прошла международная конференция «Российские мусульмане: их права и обязанности». Большую роль в проведении этой конференции сыграл Сулейман Магомедов. Д-р Карадаги ответил на 15 вопросов, затрагивающих «болевые точки» жизни мусульманского сообщества республики.

В рамках программы пребывания шейха Карадаги впервые за круглым столом собрались муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи Абдуллаев и представители сообщества «Ахлюс-сунна валь-джамаа». Данное событие многие наблюдатели назвали возобновлением исторического процесса братского общения между мусульманами, который чуть было не прервался после убийства Максуда Садикова, одного из главных идеологов внутримусульманского примирения в Дагестане, а затем и почитаемого широкими кругами верующих шейха Саида-Афанди аль-Чиркави.

Помимо Дагестана научные форумы, основанные на положениях Московской богословской декларации, состоялись в Ставропольском крае и в Северной Осетии, где были приняты фетвы о неприменимости к данным регионам шариатского понятия "даруль харб" (территория войны). Следует отметить, что все вышеперечисленные мероприятия стали возможными, благодаря содействию федеральной власти и финансовой помощи российского Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

И вот, настало время Дагестану поделиться имеющимся опытом с другими российскими регионами. Подытоживая свой доклад, Али Полосин подчеркнул, что «опыт Дагестана, безусловно, заслуживает самого пристального внимания». «В республике действительно, существуют проблемы, в том числе и в духовной сфере, – отметил представитель благотворительной организации. – Поэтому та большая работа, которую проводит сегодня Духовное управление мусульман и правительство Дагестана, могут быть полезны для других регионов России, где проживает много мусульман". Ведь идея идеологической и просветительской работы, направленной на достижение духовной, идеологической и общественно-политической стабильности в российском мусульманском сообществе получила поддержку в уфимской речи от 22 октября 2013 г. Президента России Владимира Путина.

На важность реализации президентских тезисов в своем выступлении указал начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента России Евгений Еремин.

По его словам, "опыт Дагестана в той или иной степени будет применим на территории всей Российской Федерации, чтобы ислам воспринимался так, как и должна восприниматься великая религия, а мусульмане чувствовали себя неотъемлемой частью российской истории, культуры и общества, могли спокойно удовлетворять свои духовные потребности".

"Все идеи, которые идут в продолжение выступления Президента Российской Федерации, все задачи, которые были поставлены Владимиром Путиным перед чиновниками и обществом, в частности, чтобы ислам по праву стал неотъемлемой частью общественной жизни, будут нами поддержаны", – заверил представитель президентской Администрации. "Я хотел бы подчеркнуть идеологическую, богословскую ценность тех решений, которые принимают уважаемые шейхи Северного Кавказа. Думаю, что этот опыт позволит нам создать истинную богословскую школу в российском исламе", – добавил он.

Представитель Администрации Президента РФ также сообщил, что на следующий год готовится важное государственное мероприятие – празднование 2000-летия г. Дербента, самого древнего города России, в котором исторически проживают представители ислама, иудаизма и христианства.

В самом Дагестане нормативные положения московской богословской декларации и базирующиеся на ней фетвы активно пошли в информационный оборот. Министр печати и информации республики Азнаур Аджиев презентовал русскоязычный портал «Карадаги.ру», материалы которого, по его словам, используется при подготовке информационных продуктов, направленных на пропаганду идей умеренности и борьбу с радикализмом. «Сайт очень простой и вместе с тем действенный, – отметил министр. – Здесь имеются материалы на русском и арабском языках. На наших информационных площадках, газетах и т.д. мы размещаем эти материалы под рубриками «антитеррор», «за мирный Дагестан» и др.»

Глава комитета правительства Дагестана по свободе совести Сулейман Магомедов также отметил прикладное значение документов, принятых с участием ведущих мусульманских ученых. Проведение международных научно-богословских конференций с участием представителей ВСМУ, руководителей муфтиятов Северного Кавказа, Центральной России и Татарстана имели большое значение для стабилизации ситуации в республике, подчеркнул представитель кабинета министров.

О механизмах вовлечения мусульманской молодежи в дискуссионный процесс рассказал заместитель главы Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Эдуард Хачукаев. «Сейчас изучается предложение открыть в Хасавюрте, на границе Дагестана и Чеченской республики, дискуссионную площадку. Наша общая задача – обеспечить конвергенцию или, выражаясь простым языком, сходимость в понимании ислама представителями различных направлений», – сказал он, отметив, что проект дискуссионных клубов успешно реализуется на площадке Московского муфтията (руководитель Альбир-хазрат Крганов), а также в Татарстане и ряде других российских регионов.

Сложность и многогранность ситуации в Дагестане нашли отражение в выступлениях на круглом столе представителей дагестанских салафитов из Хасавюрта. Тех, на кого вешают ярлыки «фундаментализма», «ваххабизма», «экстремизма», «бандитизма», «терроризма» и т.д., оказывается, сами страдают от «смутного времени», предпринимая все возможные усилия для его преодоления. Глава Совета улемов сообщества «Ахлюс-сунна-валь-джамаа» Хажиясулав Исхаков поведал об инициированной общиной информационной кампании, в рамках которой были заданы вопросы наиболее известным саудовским улемам, пользующимся авторитетом у молодых сторонников салафии в Дагестане. Один из ключевых вопросов – об их отношении к терроризму.

Респондентами выступили шейхи Абдалла аль-Думейджи, руководитель бюро Бин База, Абдалла Мутлак, Абдалла Шифри, Абдалла Нуэйман – представители Комитета Крупных ученых, Абдалла аль-Джарбуа – основной специалист по догматике (акыде), Яхъя бен Яхъя аль-Ибрахим, опекун российских студентов в Медине. Ответы вышеуказанных улемов записал на видеокамеру хасавюртский имам и директор городского исламского комплекса Мухаммад Набий в ходе визита в Саудовскую Аравию. Как отметил представитель дагестанских салафитов, «все опрошенные шейхи высказали «одинаковую позицию – практически идентичную той, что была озвучена шейхом аль-Карадаги на конференции в Дагестане».

На аморфность и спекулятивность термина «ваххабит» указал известный российский исламовед, доктор юридических наук, профессор ВШЭ Леонид Сюкияйнен. «Террориста следует назвать террористом, убийцу – убийцей. А что такое «ваххабит»? Дайте определение. А определение будет опять же: это самые радикальные, экстремистские преступные элементы. Зачем тогда называть «ваххабитом», что можно называть прямым текстом закона?» – задался вопросом выступающий.

Профессор Сюкияйнен отметил «очень позитивную для развития современной исламской мысли тенденцию преодоления негативного отношения к зарубежному мусульманскому опыту». «Ведь был же период, когда говорилось: только традиционный ислам и ничего больше, никаких веяний; все прочее – это козни, враги. Ну что, все остальные враги что ли? Там есть развитые направления современной исламской мысли. Скажем, называли Юсуфа аль-Кардави. Кто стал первым высказывать идеи фикх аль-аулявият, фикх аль-макасид? Разве современная исламская мысль может обойтись без этих идей? Как вы можете построить современный исламский взгляд на современный мир без этих концепций? Это невозможно сделать, уверяю вас! Традиционный ислам замечательно хорош – но он не отвечает на все вопросы современности», – заключил ученый.

Другой известный исследователь ислама Александр Игнатенко озвучил тезис о возможности разделения религии и политики в светском государстве, в котором все конфессии должны находиться на равном удалении от власти. Примечательно, за этот призыв Игнатенко подвергся критике со стороны церковных кругов, которые назвали его востоковедом с устаревшими взглядами. По убеждению ученого, «политические вопросы, как например, система власти в России, должны решаться на площадке не религиозной, а скажем, на партийно-политической».

Своего коллегу по научному цеху поддержал директор института исламской цивилизации, член Высшего Совета ИСЕСКО проф. Саид Кямилев. «Мусульмане совершили чудовищную ошибку, когда дали поймать себя в ловушку политического ислама. Это произошло после развала Советского Союза. Помните памятную фразу Маргарэт Тэтчер: с одним врагом мы справились, теперь перед нами следующий враг – ислам. То есть великий феномен мировой истории, современности был низведен из-за этого на уровень какой-то политической, пусть глобальной, но партии. Ислам, конечно, выше всего этого. Поэтому я всецело поддерживаю идею разделения политического фактора и идеологии ислама», – сказал представитель академической науки.

Мысль о том, что светские законы не только не вредят, но и создают благоприятную правовую среду для деятельности религиозных структур, нашла отражение в выступлении представителя и координатора Всемирного Союза мусульманских ученых в РФ и СНГ доктора Луая Юсефа. «В отличие от законодательства некоторых стран, российские законы предоставляют все возможности для работы Союза», – отметил он. Представитель ВСМУ выразил надежду, что «вступление в Союз 40 наиболее именитых мусульманских деятелей из России, а также учреждение Академии фикха позволит создать авторитетную российскую инстанцию по фетвам». Похожий институт, по словам Юсефа, «хорошо зарекомендовал себя в деятельности Европейского совета по исследованиям и фетвам».

Примечательно, что в ходе круглого доктор Юсеф Луай удостоился благодарности со стороны представителей Фонда, представителей Дагестана, духовных управлений из других регионов России за блестящую организацию визита российской делегации на 4 сессию Генассамблеи ВСМУ в Стамбуле, на которой российские муфтии стали полноценными членами этой представительной международной организации.

Интерес участников круглого стола вызвал и прозвучавший анонс документа с предварительным рабочим названием «Социальная доктрина российских мусульман», который в настоящее время готовится при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Как пояснил руководитель рабочей группы этого проекта Али Полосин, в доктрине будут использованы все фетвы и рекомендации по различным вопросам взаимоотношений российских мусульман с обществом и государством, разработанные и принятые российскими улемами, в том числе и в рамках сотрудничества с ВСМУ. Презентация документа, по словам Полосина, может состояться на Международном форуме, который пройдет в Москве 10 декабря.

Представитель организатора вышеуказанного форума – первый зампред Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир-хазрат Мухетдинов в свою очередь сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры с руководством ВСМУ об участии Союза в качестве соучредителя данного мероприятия наряду с российской, иранской и турецкой сторонами. Одной из ключевых тем встречи станет обсуждение тезиса Владимира Путина о социализации российского ислама, отметил Мухетдинов.

Уже работающие социальные проекты участникам круглого стола наглядно продемонстрировал с использованием видеопроектора представитель Татарстана – заместитель муфтия республики Рустам-хазрат Батров, подкрепив свой доклад фоторядом на экране. В частности, он рассказал об уникальном центре реабилитации незрячих при казанской мечети «Ярдам», который функционирует уже на протяжении 10 лет. «Трехэтажное здание центра оснащено по последнему слову техники, вплоть до лифтов и массажных кресел. Там люди приобщаются и к духовности, и к навыкам, которые необходимы слепым для полноценной жизни», – сказал он. Выпускники реабилитационного учреждения, по словам участника из Татарстана, поступают в вузы и даже становятся имамами. «У центра, – добавил он, – нет аналогов не только во всей России, но и в странах СНГ».

«Реализация различных благотворительных проектов, ориентация религиозных мусульманских организаций на сферу благотворительности, помогает последователям ислама лучше интегрироваться в современное общество. Такое направление в работе мы называем доктриной социального ислама», – пояснил выступающий.

Интересным было и выступление заместителя муфтия Крыма Айдера Исмаилова. Дело в том, что за всю новейшую историю в Крыму не было насильственных проявлений радикализма, несмотря на неоднородный конфессиональный и национальный состав. «С опытом противодействия радикализму, его проявлениям на территории Российской Федерации мы только знакомимся, поэтому я предпочитаю больше слушать, чем говорить», – отметил в этой связи крымский религиозный деятель. «У нас таких проявлений форм радикализма, как терроризм или насилие, никогда не было за все более чем 20 лет, – пояснил он, – поэтому в сравнении с Чечней, Дагестаном и другими республиками, в Крыму относительно спокойно, хотя есть люди с различным пониманием ислама. Мы всегда находимся в постоянном диалоге, в контакте, они могут прийти в духовное управление, задать свои вопросы, получить ответы». Исмаилов отметил, что знаком с положениями Московской богословской декларации. «Это актуально и для нас и к этим мыслям нельзя не присоединиться», – сказал он. Данный документ «действительно дает ответы на многие вопросы», – добавил заммуфтия полуострова.

Подводя итоги круглого стола, глава Международной исламской миссии Шафиг-хаджи Пшихачев, особо подчеркнул важность участия в нем последователей различных мусульманских направлений. «Я очень рад, что в сегодняшнем нашем мероприятии принимают участие уважаемые представители Ахлус-сунна-валь-джамаа», – сказал он.

Говоря о личном многолетнем опыте духовного служения, глава миссии констатировал, что внутримусульманское согласие, для достижения которого российские власти прилагают немалые усилия, имеет противников среди определенных сил, выступающих против идеи диалога как таковой и делающих ставку исключительно на силовое противостояние.

«Я уже 27 лет как официальный религиозный деятель, проработавший долгое время на Северном Кавказе. Наши двери всегда были открыты для диалога и взаимодействия. Но находились те, кто не хотел, чтобы этот диалог состоялся, чтобы он реально имел место внутри нашей мусульманской уммы. Отрадно, что сегодня именно в Дагестане этот диалог приносит реальные плоды», – констатировал Шафиг Пшихачев.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика