Муфтий Татарстана: Отношения с арабскими странами развивать нужно

Илдус Файзов, новый муфтий РТ. Фото: РИА Новости

Илдус Файзов, новый муфтий РТ. Фото: РИА Новости

Теги:



12
22 Апреля 2011г. (18 Джумада аль-уля)
По итогам прошедших выборов муфтия Татарстана новым главой духовного управления мусульман республики на ближайшие четыре года стал Илдус Файзов, который после ухода в отставку экс-муфтия Гусмана Исхакова временно исполнял обязанности главы ДУМ.



Из 550 участников внеочередного съезда за его кандидатуру проголосовали 504 делегата, в связи с чем рассмотрения двух других кандидатур – Камиля Бикчантаева и Габдульхамида Зиннатуллина – попросту не потребовалось.



В преддверии выборов личность Илдуса Файзова стала предметом многочисленных домыслов и спекуляций. В частности, много говорилось о том, что в религиозной жизни Татарстана грядут изменения с упором на некий обособленный татарский вариант ислама, изолированный от остального мусульманского мира. Прояснить ситуацию ИА IslamNews попросило самого вновь избранного муфтия.




Прежде всего, позвольте поздравить Вас с избранием на должность муфтия Татарстана и пожелать успехов в деле духовного воспитания и просвещения жителей республики.



- Большое спасибо, очень приятно.



Расскажите, пожалуйста, чем вы видите свои первостепенные задачи на посту главы мусульман Татарстана?



- О задачах и планах Духовного управления по решению проблем мусульманской уммы Татарстана на ближайшие годы я говорил в своей предвыборной речи на курултае, а позже и на специально созванной пресс-конференции.



Во-первых, мы должны организовать идеологическую работу – упорядочить и привести в соответствие с Уставом Духовного управления работу всех мечетей и учебных заведений. Второе, мы должны выявлять и пресекать любые формы проявления религиозного экстремизма, ксенофобских настроений и исламофобии. Не менее важным вопросом является создание эффективно работающих мусульманских СМИ. Мы планируем открыть исламское радио, увеличить количество исламских программ на телевидении, в каждом мухтасибате организовать издание газеты. Особенное место будет занимать и работа в интернете, в социальных сетях. Также будет вестись разработка новой молодежной политики ДУМ РТ. В ближайшее время мы планируем начать аттестацию наших имамов и преподавателей мусульманских учебных заведений, займемся изучением работ дореволюционных татарских богословов, таких как Ш.Марджани, Р.Фахретдин, А.Ясави, М.Бигиев и др. Невозможно сегодня проповедовать ислам, не обращаясь к нашим традициям, к генетической памяти.



Что касается финансовой деятельности, хочу отметить, что работы в этом направлении очень много. Во-первых, основная задача ДУМ РТ – это решение финансовых и бытовых проблем имамов каждой мечети. Они должны заниматься духовной практикой, просветительской деятельностью, а не искать средства на покрытие расходов по ЖКХ.



Мы живем в светском обществе, где существуют законы, общие для всех, а также и для мусульман. Мы солидарны с государственной властью в создании толерантного общества и прививании взаимоуважения религий на территории республики, поэтому будем всячески поддерживать данный курс и вести с государственной властью конструктивный диалог.



Как вы оцениваете уровень российско-арабского сотрудничества в религиозной и образовательной сферах?



- Отношения с арабскими странами развивать нужно. Это касается не только финансово-экономических связей, но и религиозных и образовательных сфер. Единственное, с условием, что ребята, которые отучившись в арабской стране приезжают обратно в Россию, должны проходить адаптацию, работая помощниками имамов или под руководством опытного преподавателя или ректора медресе. Они должны адаптироваться, привыкнуть к нашим реалиям, к нашему обществу. Потому что, к сожалению, приезжая из арабских стран после очень длительного обучения, они под видом религиозных ценностей привозят к нам местные арабские традиции и обычаи. То есть начинают пропагандировать культуру и ценности арабского народа, и преподносят все это, как религиозные устои. Положительный опыт арабских стран, конечно, нужно использовать. К несчастью, иногда привносится и негатив, и нужно сделать все, чтобы этого избежать.



Как вы относитесь к тому, что первым арабским деятелем, получившим высокую российскую государственную награду из рук Президента России, стал именно исламский деятель – заместитель министра вакуфов и исламских дел Кувейта Адель аль-Фалях, награжденный орденом Дружбы?



- Если на высоком уровне политики награждают друг друга государственными наградами, то это уже о чем-то говорит. Первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев также был награжден королем Саудовской Аравии международной премией короля Фейсала за вклад в возрождение исламской культуры. Государственные деятели стараются построить взаимовыгодный диалог, и, я думаю, это достаточно положительная тенденция.



Одним из важнейших является вопрос развития исламского образования в России. Как вы считаете, можно ли подготовить настоящих исламских ученых, не прибегая к помощи мировых центров исламской науки и образования, таких как Аль-Азхар и другие?



- Я считаю, что начальное и среднее религиозное образование мы на сегодняшний день вполне можем обеспечить нашим студентам. Высших учебных заведений у нас только два: Российский исламский университет (РИУ) и Московский исламский университет (МИУ). После получения в России начального и среднего образования студентов уже можно отправлять за рубеж обмениваться опытом, повышать квалификацию, обучаться в магистратуре. Но неподготовленных молодых людей, я считаю, нецелесообразно отправлять за границу. Потому что то самое время, когда идет развитие, становление личности – 15-20 лет – они проводят в другой стране, социализируются в арабское общество, и в результате, после возвращения на родину, не могут адаптироваться к реалиям российского общества. Для того чтобы обучаться за рубежом, они должны быть изначально подготовлены.



В какой степени вы считаете ислам универсальной системой, и есть ли у ислама в Татарстане и в России в целом своя специфика?



- Ислам – это, безусловно, универсальная система, она может существовать и развиваться в любом обществе. У ислама в Татарстане и России в целом есть своя специфика, без этого никак.



Некорректно было бы употреблять такое понятие как татарский ислам, российский или арабский, турецкий. Но нужно отметить, что каждый народ имеет свои традиции, и это находит свое воплощение в одежде, культуре поведения, во взглядах и отношении к окружающему миру. Например, у арабов принято принимать пищу прямо на земле: они могут постелить накидку, и сидя на ней совершать трапезу. А мы привыкли сидеть за столом...



Насколько обоснованы опасения, связанные с выпускниками исламских учебных заведений арабских стран?



- Есть некоторые причины для опасений, конечно. Потому как эти ребята в расцвете своих лет уехали из родной страны. Мы же не можем знать, в чьи руки они там попали. Есть ребята, которые уже имеют свои устоявшиеся политические взгляды, которые «окрашены» в исламский цвет. Изучая религию, или, по крайней мере, полагая, что изучают её, они политизируются и, приезжая сюда, начинают выступать против устоев нашего общества, против нашей государственности, против наших морально-этических ценностей и норм, и хотят привить нам чужеродные взгляды.



Что нужно сделать для предотвращения радикализации студентов, обучающихся исламу в арабских странах?



- Давать начальное и среднее религиозное образование здесь, затем дать возможность поработать, чтобы привыкнуть к нашим реалиям. Предположим, в каком-то государстве хорошо развита медицина. Так чтобы её изучать, нужно вначале получить базовое образование в своей стране, и только потом ехать за границу углублять, совершенствовать свои познания. Медицина – очень тонкая, тончайшая наука, а ведь ислам – это ещё более тонкая материя.



И потом, можно ведь приглашать некоторых арабских ученых для повышения квалификации. У нас в МИУ и в РИУ уже сегодня начинают появляться достаточно много молодых людей, преподавателей, которые могут давать знания на высоком уровне. Я считаю, что нужно общаться с иностранными специалистами, обмениваться опытом. Но у нас, в свою очередь, уже вырастают и свои кадры.



Я сам, к примеру, изучал арабский язык здесь, в России. Этого достаточно, чтобы разговаривать и читать книги. Пользуясь возможностью краткосрочных языковых курсов можно подправить знания. А на долгосрочной основе выезжать для обучения, я считаю, не стоит.



Планируете ли вы посетить с визитом страны арабского мира?



- Если будут приглашения, и при возникновении необходимости налаживания контактов, заключения соглашений по делам хаджа, к примеру, то, конечно, будем посещать. И до этого я тоже общался с иностранными коллегами, надеюсь, это не прекратится. Ранее я посещал Катар, Иорданию, Саудовскую Аравию.



Беседовала Айгуль Ахмадуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

турок 28 Апреля 2011г.
Ответить

а что далать теперь когда ислам стал другим не тем как во времена пророка (с.а.с.) и еще такие перемены .а чем прежний муфтий непонравился.

xalifat 24 Апреля 2011г.
Ответить

"Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь" . Держитесь с теми, кто не убивал, не обижал, не сажал, не оклеветал, не сдавал, не оскорблял мусульман.

shulginski 24 Апреля 2011г.
Ответить

Брат, Moses1976 Дак ведь как раз на татар и их исламское возрождение идет давление через этих лицемеров -манкуртов, которые перепутали духовную исламскую деятельность с национальным татарским клубом....

Rus_lan 24 Апреля 2011г.
Ответить

Ну конечно, зачем учиться за границей! Пусть все будут невежественными как Файзов! Кстати, зам Файзова - является его деканом. Или декан Файзова стал его замом! Вы где нить такое видели?

Moses1976 23 Апреля 2011г.
Ответить

shulginski, будь терпимее к чужому мнению. Россия светская многонациональаня страна и татарам придётся считаться с чужим мнением.

avar_zaur 23 Апреля 2011г.
Ответить

Сами того не понимая, они могут принести нам пользу.

shulginski 23 Апреля 2011г.
Ответить

Этот "муфтий" еще себя покажет! Они уже с милицией ездят по общинам. пытались сместить Идрис хазрата из Н-Челнов, Наиль хазрата из Альметьевска, а также имама из Нижнекамска и многих мухтасибов районов для их замены такими же громотеями как и сам Фаизов...

DamirSalafi 23 Апреля 2011г.
Ответить

Неужели совпадение?

Abu_M 22 Апреля 2011г.
Ответить

По достоверным сведениям, сегодня в Альметьевском районе Республики Татарстан имели место попытки сместить двух имамов. Инициатором выступил глава сельсовета. И для смещения этих уважаемых имамов, в мечеть привели людей ,которые возможно не совершают пятикратный намаз. А в одной махалле на пост нового имама хотели протолкнуть человека, который даже намаз не читает.Следует отметить, что эти два имама были из числа малочисленных имамов, которые несмотря на давления, смело проголосовали против кандидатуры Илдус Файза на пост муфтия. Интересно с чем это связано и по чьей указке!?

турок 28 Апреля 2011г.
Ответить

а что далать теперь когда ислам стал другим не тем как во времена пророка (с.а.с.) и еще такие перемены .а чем прежний муфтий непонравился.

xalifat 24 Апреля 2011г.
Ответить

"Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь" . Держитесь с теми, кто не убивал, не обижал, не сажал, не оклеветал, не сдавал, не оскорблял мусульман.

Abu_M 22 Апреля 2011г.
Ответить

По достоверным сведениям, сегодня в Альметьевском районе Республики Татарстан имели место попытки сместить двух имамов. Инициатором выступил глава сельсовета. И для смещения этих уважаемых имамов, в мечеть привели людей ,которые возможно не совершают пятикратный намаз. А в одной махалле на пост нового имама хотели протолкнуть человека, который даже намаз не читает.Следует отметить, что эти два имама были из числа малочисленных имамов, которые несмотря на давления, смело проголосовали против кандидатуры Илдус Файза на пост муфтия. Интересно с чем это связано и по чьей указке!?

Яндекс.Метрика