Воспитание востоком. Уроки Мухаммада Садыка Кашгари - Урок 1

Картина уйгурского художника Ази Амата

Картина уйгурского художника Ази Амата

Теги:

0
04 Октября 2017г. (13 Мухаррам)
Мухаммад Садык Кашгари относится к замечательной плеяде уйгурских мыслителей, которые в XVIII веке и первой половине XIX века представляли общественно-философскую мысль уйгурского народа, его духовные устремления и религиозные традиции. Мухаммад Садык Кашгари родился в 1740 году в городе Кашгаре. Получил духовное религиозное образование, включающее начальную школу и учебу в медресе. После его окончания преподавал в медресе, где он одновременно изучал персидский и арабский языки, знакомился с арабской, персидской и тюркской классической литературой.

Творческое наследие Мухаммада Кашгари охватывает широкий круг вопросов по истории ислама, мусульманской этике, философии и педагогики. До нас дошли его труды – «Тазкираи азизан» («Жизнеописание святых»), «Зубдат-ал-масаил вал-акайид» («Квинтэссенция религиозных положений и догматов веры»), «Тазкираи эсхаби кәхф» («Жизнеописание друзей по пещере») и произведение, которое значительно обогатило мусульманскую этику «Адаб-ас-салихин», широко известное как «Кодекс приличий на мусульманском Востоке».  

Отталкиваясь от наследия Мухаммада Садыка Кашгари культуролог Исмагил Шангареев и философ Нурали Латыпов начали актуальный диалог.

Исмагил Шангареев

Начиная первый урок Адаб ас-салихин для детей и юношей, которые должны с ранних лет знать правила этикета, мы, прежде всего, остановимся на таком тонком моменте, как посещение чужого жилища.Детям и юношам надлежит знать, что, если их пошлют в гости, или с весточкой к родственникам, друзьям семьи, или людям, к которым у старших есть какое-либо дело, они должны соблюдать целый ряд правил, которые требуют правила достойного поведения. Итак, согласно Адаб ас-салихин при посещении чьего-либо дома необходимо соблюдать следующее:

а) желающий войти в чей-либо дом должен ещё за дверью предупредить хозяина о своём намерении войти; для этого следует постучать в двери или покашлять.
б) Когда стук или кашель будет услышан и из дома послышится отклик, следует, произнеся предварительно приветствие ас-салямуалейкум (мир вам), спросить разрешения войти в дом.
в) Если после троекратного вопроса из дома не слышно будет ответа и не последует разрешения войти, то необходимо, не настаивая более, возможно скорее удалиться.
г) Если хозяин дома, не отворяя двери, спросит пришедшего: кто там? – то следует ответить, назвав своё имя, а не говорить уклончиво: ваш друг, ваш покорный слуга, чтобы не оставить спрашивающего в недоумении, кто к нему пришёл.

 Нурали Латыпов

Хочу отметить редкий по сегодняшним меркам такт и удивительную гармонию человекопочитания во всех действиях при посещении чужого жилья согласно Адаб ас-салихин, исключительное уважение к человеку, которого следует потревожить по той или иной причине. Прививая ребенку с детства подобное отношение к людям, мы воспитываем в нем культуру общения, закладываем алгоритмы-традиции достойного социального поведения.

Исмагил Шангареев

Нурали Нурисламович, вы сейчас коснулись важнейшего вопроса в воспитании – прививание культуры поведения посредством закладывания алгоритмов-традиций как части этнопсихологии ребенка. Это – новая методика понимания того, как формировать стереотипы поведения в обществе?

Нурали Латыпов

Понятие алгоритмы-традиции отнюдь не новое. Впервые, оно было введено и раскрыто на примере биосоциальной истории народов Средней Азии в докторской диссертации Владимира Исхакова «Исторический опыт народов Средней Азии в области сохранения здоровья и его значение для формирования здорового образа жизни на современном этапе» (1991), в которой было создано новое направление в науке – историко-географическая санология. В рамках этого направления культурные традиции рассматривались как целевые микропрограммы формирования поведенческих стандартов в обществе.

Надо заметить, что алгоритмы-традиции в понимании Исхакова – это механизмы биосоциальной адаптации, позволяющие популяциям наращивать общественное здоровье за счет создания ритмов биосоциальной гармонии. Насколько мне известно, Лев Гумилев был рецензентом этой диссертации, и дал высокую оценку инновациям Владимира Исхакова.

Исмагил Шангареев

В свете Ваших комментариев становится более понятна и сверх задача Адаб ас-салихин, как системы алгоритмов-традиций достойного или, как бы теперь сказали, адаптивного общественного поведения.

Однако, думаю, пора продолжить наш 1-й урок. Согласно Адаб ас-салихин при обоюдных приветствиях соблюдается следующее:

а) Если двое мусульман встречаются, они обязаны приветствовать друг друга, не придавая значения тому, в дружественных или во враждебных отношениях находятся они между собою, потому что приветствие установлено пророком и составляет «суннат» (религиозный обычай, завещанный пророком своим последователям для подражания. В большинстве случаев суннат имеет основанием пример из жизни пророка).

 б) Приветствие должно быть высказано непременно словами:
«Мир вам», или «Мир вам, изобилие и милость Божия», а будет невежливо, если приветствующий скажет: «мир тебе» или вообще произвольно изменит или сократит общепринятую фразу приветствия.
в) Отвечать на приветствие надлежит немедленно, и притом настолько громко, чтобы тот, к кому обращаются, услышал сказанное; в противном случае обязанность получившего приветствие остаётся не выполненною.
г) Если кто-либо входит в собрание мусульман и высказывает приветствие, то слова свои отнюдь не должен обращать исключительно к кому-либо одному из находящихся в собрании, а приветствовать всех вообще присутствующих.

Полагаю, что простота этих правил не должна уводить нас от главного, стремления создать в образе жизни атмосферу взаимопонимания, которое будет основано на принципах уважения к личности, поведенческих стандартах ориентированных на оптимизацию условий коммуникабельности в условиях традиционного образа жизни.Но обратимся, к тексту первоисточника.

Когда приветствие передаётся не лично, а через посланного, следует отвечать: «и тебе, и ему, и вам мир».
ж) Лица высокопоставленные первые приветствуют лиц ниже их стоящих в общественном положении; конный приветствует пешего, идущий – сидящего, хозяин – слугу, госпожа – служанку и немногие первые приветствуют собрание большого числа лиц.
з) Посторонний человек не должен приветствовать красивую женщину и, хотя бы красавица сама решилась обратиться с приветствием к постороннему мужчине, последний не должен отвечать ей; но если женщина некрасива, то приветствовать её позволительно, а отвечать на приветствие такой женщины должно.

Приветствовать свою жену и домашних своих, даже в присутствии ее подруг.

Если многие мужчины будут приветствовать постороннюю для них красавицу, или одна посторонняя красивая женщина выскажет приветствие нескольким мужчинам, то нужно ответить на приветствие, если оно не было вызвано дурными намерениями

 Нурали Латыпов

Держа в руках книгу Лыкошина, я не перестаю удивляться тонкостям мусульманской этики, которая сочетает в себе особые эстетические нормы общения, которые, по сути ближе к эстетическим исканиям Саади, Руми, Хафиза… Так во взаимоотношении с женщиной определяющую роль играет ее внешность, или как писал Хафиз:

Когда красавицу Шираза своим кумиром изберу,
За родинку ее отдам я и Самарканд, и Бухару.

«Кодекс приличий» требует держать дистанцию с женской красотой, максимально ограничивать с ней контакты, дабы избежать искушения.Здесь мы наблюдаем интересное переплетение этических норм и эстетического пониманияпсихологии взаимоотношения полов. Дальше идут более прозаические рекомендации, где эстетика уступает место особому такту, согласно которому «Не следует приветствовать:
1) человека, находящегося в отхожем месте;
2) человека, занятого исполнением супружеских обязанностей со своей женой;
3) человека спящего;
4) в бане – не омывшегося ещё после состояния нечистоты;
5) вкушающего пищу, если пища у него во рту; но если пищи во рту нет, то приветствовать следует, а отвечать – необходимо;
6) хатиба (пятничная молитва) , во время произнесения молитв;
7) во время возглашения «азана» и «икамата»;
10) человека молящегося…
и) Не исполняющих предписанное шариатом, людей безнравственных, не имеющих совести и чести, отмеченных жестокостью вовсе не следует приветствовать, и, если они приветствуют достойного мусульманина, то последний не должен им отвечать.

Если же мусульманин пожелает приветствовать одного из исповедующих книги Писания (иудеи и христиане, но не кафиров – язычников), то следует высказать приветствие так: «милость Божия тому, кто направляет на истинный путь».

Нурали Латыпов

В связи, с последним предписанием, хочу отметить, что высокая степень толерантности, при определенных ограничениях, позволяла в эпоху Мусульманского Ренессанса плодотворно сотрудничать мусульманам, иудеям и христианам, создавая научные сообщества, сотрудничая в экономике и формируя атмосферу открытости и взаимопонимание в культурной жизни. Личный врач халифа Саладина Моисей Маймонид был иудеем. Учитель Ибн Сины в Академии Мамуна Абу Сахл аль-Масихи (тюрок) был христианином.

Исмагил Шангареев

Люди Писания в мусульманском мире рассматривались как «вставшие на Путь». Но продолжим наш урок. Согласно Адаб ас-салихин при встрече следует также соблюдать следующее: «сделать рукопожатие – «суннатт». Но не подавать руки людям безнравственным, не имеющим совести и чести, отмеченным жестокостью, не исповедующим книг Писания, а также красивым женщинам. Кроме того, при встрече не следует пристально останавливать свой взор на лицах безбородых, женоподобных юношей – это грешно; давать же рукопожатие таким юношам ещё более непозволительно, ибо это похоже на рукопожатие с женщиной».

Нурали Латыпов

Хочу обратит ваше внимание, насколько МухаммадаКашгари старается, развести по разные стороны баррикад нравственное и безнравственное, выводя за круг общения людей без чести и совести, уличенных в жестокости, не забывая при этом о красивых женщинах, от которых тоже, увы, было не мало бед в мире «1001 ночи».





Продолжение следует…

 

[caption id="attachment_538733" align="alignleft" width="300"] Исмагил Шангареев[/caption]

 

*Исмагил Калямович Шангареев – основатель и руководитель группы компаний «ДАН», известный общественный деятель, академик Евразийской Академии Телевидения и Радио.

Нурали Латыпов – философ и журналист, первый обладатель «Хрустальной совы» знаменитой телеигры «Что, Где, Когда?» 

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика