Информационное
агентство России
2°C
18 ноября, 11:32

Воспитание востоком. Уроки Мухаммада Садыка Кашгари — Урок 2

muh
Воспитание востоком. Уроки Мухаммада Садыка Кашгари — Урок 2
Отталкиваясь от наследия Мухаммада Садыка Кашгари культуролог Исмагил Шангареев и философ Нурали Латыпов продолжили актуальный диалог. 

Исмагил Шангареев

Второй урок достойного поведения для детей и юношества тематически обозначен в Адаб ас-салихин как «Приличия, соблюдаемые человеком, который ложится спать, одевается, идёт по дороге…». Если говорить о предписаниях об отходе ко сну, важно понимать, что снам в исламе придается особое значение в жизни человека. Аль-Бухари в главе «Оковы во сне» приводит хадис от Абу Хурайры: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть не рассказывает об этом никому, и пусть встанет и совершит молитву». Имам Муслим привёл его в своём «Сахихе» как хадис-мавсуль (хадис с непрерывным иснадом) и добавил к сказанному, что таком случае надо повернуться на другой бок. Говоря о снах, пророк Мухаммад, в частности отмечал, что дождь — это Правильный Путь и знания, ибо «Пример тех знаний и Правильного Пути, с которыми Аллах послал меня к вам, подобен дождю…».

Нурали Латыпов

Удивительно глубоко и поэтично. Природа в словах пророка обретает божественные смыслы и это заставляет видеть во всем проявление высшего начала. Дождь как символ «знаний и Правильного Пути, дарованного Аллахом своему избранному пророку», что может быть поэтичнее подобных откровений. И сколько во всем этом скрытых смыслов для человека, который живет не только в социальном мире, но и в мире снов, звезд, дождей…

Исмагил Шангареев

Да, в исламе поэзия как сосуд, наполненный скрытыми смыслами. Однако, Адаб ас-салихин, как система алгоритмов-традиций, а точнее алгоритмов предписаний, формирующих поведенческие стандарты в исламском мире, дает человеку четкие векторы действий. Так согласно Адаб ас-салихинпри отходе ко сну следует:

а) прочесть следующую молитву: «я дожил до вечера, в мире, по воле Аллаха, настала ночь. Слава Аллаху! Нет Бога, кроме Аллаха, и мир ему принадлежит. Слава Ему, всесильному. О Боже! Дай мне благополучно провести эту ночь и последующие дни и ночи; сохрани меня от зла этой ночи и последующих дней и ночей…» Вставая после рассвета, надо прочесть ту же молитву; но в этом случае следует произнести: «я дожил до утра, в мире, по воле Аллаха, настал день», и «дай мне благополучно провести этот день и сохрани меня от зла этого дня».
в) Постель не следует делать слишком мягкой. Ложась спать, надлежит обратить своё лицо в сторону Каабы (кыбла)’, и, опершись лицом на ладонь правой руки, поставленной на локоть, пробыть несколько времени в таком положении: это суннат
.

Обратите внимание на два последних предписания – одно чисто гигиеническое, предписывающее жесткую постель; другое, связано с концентрацией духовных энергий, когда человек отходя ко сну направляет поток своего сознания в сторону Мекки.

В этом же разделе Адаб ас-салихин речь идет об одежде, которая и предмет личной гигиены, и выражение эстетических предпочтений, и возможность проявить милосердие и помочь нуждающемуся. Последнее деяние является часть мусульманской религиозной культуры. Известно, что, когда у пророка Мухаммада появлялась новая одежда, он отдавал старую со словами: «Тот, кто обретает новую одежду и прочтетсоответствующее обращение к Аллаху,и при этом отдаст свою старую одежду нуждающемуся мусульманину, будет пребывать в божественной защите Всевышнегона протяжении всей жизни, также после смерти, пока хотя бы одна из вещей, данная им, будет находится на теле этого человека». Я обратил ваше внимание на этот обычай, введенный пророком Мухаммадом для того, чтобы подчеркнуть воспитательное значение всего, что несет в себе сунна, давая для детей и юношества примеры из его жизни.

Согласно предписаниям Адаб ас-салихин относительно одежды необходимо помнить, что:

а) не следует надевать предпочтительно какую-нибудь одну одежду, а что придётся из имеющегося. Пророк тоже имел обыкновение надевать различные одежды, и не придерживался какой-либо одной: рубашку ли, пояс стыдливости, покрывало ли, штаны ли, богатое верхнее платье или простое, корону, шубу, плащ, ичиги, калоши — всё надевал, как случится.
г) Одежда должна быть белого цвета, это суннат, и большую часть жизни следует носить белые одежды; одевать красные и жёлтые одежды мужчинам грешно.
д) Одежду необходимо содержать всегда в чистоте; в книге Сахир сказано: «чистота неразрывно связана с верою»…
е) Людям богатым надлежит надевать хорошую одежду, чтобы этим обнаружить свой достаток, но только в таком случае, если, будучи одет в дорогие одежды, человек в состоянии удержаться от гордости и тщеславия. Учителя тариката советуют надевать хорошие одежды только тем людям, которые сумели заглушить в себе голос тщеславия и победить чувство гордости.

Все это очень важно для воспитания у ребенка, который уже со школы ощущает, что одежда делает его исключительным или незаметным, а порой и изгоем. Пример пророка, его авторитет в мусульманском мире, позволяют с одной стороны добиться некой демократичности в отношении одежды, с другой стороны объяснить, почему кто-то может себе позволить более дорогое одеяние, согласно социальному статусу. Справедливость здесь диктуют не абстрактные идеи, а реальность социальной жизни. Важно, что пример пророка, позволяет ребенку не зацикливаться на том, как изыскано и дорого он одет, а обращать внимание на опрятность и чистоту, которая считается «половиной веры».

Правила поведения Адаб ас-салихинна улице поражают своим человекопочетанием и редким тактом, особой этикой взаимоотношений между в основном не знакомыми между собой людьми. СогласноАдаб ас-салихин:

Каждый из идущих вместе по улице должен стараться оказать своим спутникам уважение: если случится идти впереди остальных спутников, то следует думать, что идёшь впереди как слуга, указывая дорогу идущим позади; если же придётся идти сзади других, то следует объяснить это тем, что, отставши, выказываешь почтение впереди идущим спутникам; одним словом, при выборе себе места среди своих спутников следует подражать рыбам, плавающим в воде, т.е. вовсе не думать о том, где придётся идти: впереди или позади остальных спутников.


Если на дороге проходящий заметит острый шип растения или камень, которые могут причинить боль ногам прохожих, то надлежит убрать с дороги такой предмет, если это окажется возможным.

 Если по дороге встретится увечный, калека, то ему следует оказать помощь.

Все замечательно в этом отрывке, но особенно забота об окружающих, стремление помочь всем и особенно людям с ограниченными возможностями. Важно подчеркнуть, что в Объединенных Арабских Эмиратах условия для передвижения людей с ограниченными возможностями созданы повсеместно и продуманы во всех мельчайших деталях. Так историческая традиция порой находит место в современности, обогащая ее гуманистическими смыслами и философией милосердия и человекопочетания.

Культура поведения на улице, понимание того, как человек должен взаимодействовать с окружающими его людьми в условиях, когда он становится частью толпы, была предметом размышлений многих философов, социологов, политологов и т.п. Думаю, уместно будет привести здесь отрывки из знаменитых «Персидских писем» Монтескье, где великий мыслитель эпохи Просвещения пишет от имени мусульманина  Узбека, который приехал по делам в Париж. Так, в частности, Монтескье – Узбек (в духе флоберовского высказывания «Мадам Бовари – это я») пишет: «Ты не поверишь, пожалуй, за тот месяц, что я здесь нахожусь, я еще не видал, чтобы тут кто-нибудь ходил не спеша.  Никто на свете лучше французов не умеет пользоваться своими ногами: здесь люди бегут, летят». И тут же переходит к сравнению: «Они упали бы в обморок от медлительных повозок Азии, от мерного шага наших верблюдов». Однако, в свете нашей беседы, ключевыми являются полные возмущения слова Узбека: «Что касается меня, я вовсе не приспособлен для такой беготни и хожу по улицам, не меняя своей обычной походки; поэтому я порою прихожу в бешенство, как настоящий христианин: еще куда ни шло, что меня обдают грязью с ног до головы, но я никак не могу примириться, что неизменно, неминуемо получаю удары локтями. Человек, настигающий и обходящий меня, вынуждает шарахаться в сторону; другой, пересекая мой путь в противоположном направлении, вдруг толкает меня обратно на то место, с которого сшиб первый; не успею я пройти и сотни шагов, как уже чувствую себя таким разбитым, словно прошел миль десять».

Сравнивая сказанное Монтескье с предписаниями Адаб ас-салихин, понимаешь насколько важно формировать культуру общения на улице, которая является одной из основ социальной гармонии, и  важнейшим звеном воспитания подрастающего поколения.

 

Продолжение следует…

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: