Тарик Рамадан предложил российским мусульманам быть полезными обществу

Тарик Рамадан
В ходе своей лекции, прошедшей в Москве известный исламский интеллектуал Тарик Рамадан, подчеркивая важность критического мышления для мусульман указал на его связь с жизнью мусульман в социуме.

Тарик Рамадан настаивает на том, что для критического мышления необходима определенная смелость, так как она предполагает критику действий правительства, если вы с ними не согласны.

В то же время он вводит понятие «критическая лояльность» – то есть, критикуя недостатки, вы должны это делать из лучших побуждений, стремиться хотеть лучшего для страны, где живёте.

«Вы должны не только возражать, но и предлагать пути решения имеющихся проблем. Вы постоянно должны задаваться вопросом: «Что вы можете предложить вашему обществу, что вы даете обществу?», – пояснил Рамадан.

По его мысли мусульмане должны осознать тот факт, что их обязанность – вносить свой вклад в развитие того общества, в котором они живут.

Касаясь темы ассимиляции этнических мусульман, живущих в немусульманских странах, Тарик Рамадан отметил, что они подпадают под влияние преобладающей в данном обществе культуры, которая обладает значительной силой воздействия на человека и именно поэтому является популярной и востребованной.

При этом он отметил, что ассимилирующееся люди часто забывают о том, кто они и это ведет к их духовной дезинтеграции. По мысли Тарика Рамадана, человек, забывающий о своих корнях, рвущий связи со своим прошлым отказывается от своего собственного «я», забывает самого себя и тем самым унижает свое достоинство.

«Спросите себя, кем вы хотите быть, уважайте себя. Если кто-то попросит меня забыть о моем происхождении, я отвергну эту просьбу, потому что мое происхождение – часть моего мироощущения, это часть меня и никому не дано решать каким мне быть. Решайте сами кем вам быть, имейте достоинство. Моя религия – моя гордость. Моя непохожесть – это мой вклад в будущее той страны, где я живу», – указал Т. Рамадан.

Касаясь положения мусульманской молодежи, проживающей в немусульманских странах, Т. Рамадан, подчеркнул, что причиной ухода части молодых мусульман в экстремизм является кажущееся отторжение общества и фрустрация – психическое состояние, возникающее из-за несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Помочь им, по мысли Т. Рамадана можно путем распространения знаний об истинном учении ислама, который осуждает убийства людей лишь за то, что они принадлежат к другой конфессии.
Одновременно надо делать акцент на социальном служении и борьбе с бедностью.

Бедность способствует распространению социальных пороков, ведь когда человек думает только о том, как ему раздобыть кусок хлеба, то он не способен критически мыслить. «Чувство голода нарушает права человека. Общество лишь тогда может развиваться, если удовлетворены базовые потребности его граждан. Поэтому молодые мусульмане должны знать, что для продвижения в общество передовых идей нужно вести Джихад против бедности, а не ехать убивать в Ирак или Сирию», – заявил Т. Рамадан.

По его словам, молодежь должна помогать социально незащищенным слоям населения, быть активными гражданами, заниматься социальной работой.

Вместе с тем он подверг критике западное общество потребления, заявив, что свобода, которую оно пропагандирует это «свобода покупать». Все средства массовой информации, западная культура навязывают человеку культ денег и внушают мысль, что деньги не пахнут. В этом он видит огромную разницу между мировоззрением мусульман и мировоззрением западного материализма.

Он отметил, что главной задачей политических режимов Запада является извлечение прибыли, в том числе и буквально из своих граждан.

«Они разрушают мир, чтобы заработать денег, но мы не должны действовать подобно им, и должны протестовать против разрушений, убийств и распространения оружия. Их не беспокоит тот факт, что этим оружием будет убито множество людей. Их интересует только прибыль», – подчеркнул Т. Рамадан.

Касаясь критического отношения представителей западного общества к исламу Т. Рамадан заявил, что это не должно беспокоить мусульман, живущих на Западе. Все, что от них требуется – занимать активную социальную позицию и делом доказывать свою пользу для общества, помогать другим стать лучше.

Что же касается положения в мусульманских странах, то Т. Рамадан указал, что в настоящее время там господствуют авторитарные режимы, которые копируют западную экономическую модель, направленную на извлечение прибыли из всего, что возможно. Люди для такой модели также являются ресурсом, из которого извлекается прибыль. В то время как подлинная исламская модель экономики подразумевает, что все ресурсы должны быть направлены на пользу людей.

Он указал, что все рассуждения об исламской экономике сегодня – это рассуждения о том, как придать исламский антураж уже существующей в мусульманских странах западной модели экономики.

То же самое, по мнению Т. Рамадана касается и политической системы. Власть должна заботиться о народе, а не использовать его как источник своих доходов.

Говоря о возможности исламского цивилизационного проекта, он указал, что такой проект может быть осуществлен лишь при обращении к принципам справедливости и совещательности (Шура), когда будут учитываться мнения всех слоев населения.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика