Информационное
агентство России
1°C
15 ноября, 12:06
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
6:078:0312:1514:0116:2418:13

Был ли Ибн Таймийя «отцом исламского фундаментализма»

muh
Был ли Ибн Таймийя «отцом исламского фундаментализма»
Книги Р. Фахретдина в переводе на татарский и русский языки

Труд Ризаетдина Фахретдина (1858-1936) «Ибн Таймийя», изданный в 1911 году, по справедливому замечанию  переводчика этой работы, был незаслуженно обойден вниманием и до настоящего времени недоступен на русском языке. В этой связи несомненной заслугой коллектива, работавшего над переводом и изданием этого небольшого, но содержательного сочинения, является возможность держать в руках его русскоязычную версию. Также стоит подчеркнуть своевременность публикации этой работы, поскольку, несмотря на то, что мусульманский правовед и богослов Ибн Таймийя (1263-1328) жил в XIII-XIV вв., интерес к его личности и его наследию остается высоким, а полемика вокруг его имени время от времени разгорается с новой силой. И здесь важно отметить два момента. Во-первых, серьезных научных трудов, посвященных биографии и тем или иным аспектам творчества Ибн Таймийи, на русском языке совсем немного. Заинтересованный читатель вынужден довольствоваться неполной или непроверенной информацией, что в случае со средневековым мусульманским мыслителем особенно критично ввиду диаметрально противоположных оценок его наследия и может привести к искаженному пониманию его вклада в развитие исламской правовой и богословской мысли. Кроме того, в оценке творческого наследия средневекового мыслителя важна личность автора сочинения – Ризаетдина Фахретдина, чьи труды являются классикой исламской богословской мысли в России рубежа XIX-XX вв. Структурированность его работы и тщательность в подборе и анализе материалов, посвященных Ибн Таймийе, делают ее легкой для восприятия и позволяют составить целостное представление как о жизни средневекового правоведа и богослова, так и об основных положениях его учения. Более того, работа дает возможность лучше понять взгляды самого автора, поскольку Ризаетдин Фахретдин во многом соглашается с мировоззренческой позицией Ибн Таймийи, в частности отмечая, что реформирование ислама необходимо осуществлять за счет объединения на основе вероучения салафов и следования их пути. Здесь важно вспомнить, что любая реформаторская деятельность в исламе предполагает возврат к основам религии и ее очищение от более поздних нововведений. Другой вопрос, что степень категоричности в отказе от тех или иных нововведений определяется как мировоззренческой позицией того или иного мыслителя, так и обстоятельствами, которые формируют его жизнь и жизнь всего мусульманского сообщества в определенный исторический период. В этой связи столь важен учет исторического контекста  при оценке взглядов любого ученого.

Работа Ризаетдина Фахретдина – это наглядный пример написания биографии выдающегося мыслителя в агиографическом жанре, и хотя автор подчеркивает, что собрал в своей работе различные мнения об Ибн Таймийе для того, чтобы читатель смог вынести самостоятельное суждение о его личности и творческой деятельности, он сам испытывает к ученому безусловную симпатию и разделяет некоторые его взгляды. Книга Ризаетдина Фахретдина может стать подспорьем для каждого, кто хочет разобраться в перипетиях судьбы Ибн Таймийи и понять основные положения его учения, но даже тот, кто хорошо знаком с его биографией,  найдет в ней много интересных деталей. Так, Ризаетдин Фахретдин описывает характер и внешность Ибн Таймийи, приводит истории, позволяющие увидеть в нем живого человека, а не исторического персонажа, коротко останавливается на биографиях некоторых ученых, которые были учителями Ибн Таймийи, и тех, кто был его учениками. Он также излагает мнение правоведа по ряду вопросов, в частности неоднократно стоивших ему свободы – это посещение могил праведников (зийарат) и развод. Темы, выбранные Ризаетдином Фахретдином для более детального описания в своей работе, могут стать предметом отдельного исследования, так, автор, например, не упоминает полемику Ибн Таймийи с шиитами, но не может упустить из виду отношение к каламу и суфизму. Из текста работы читатель узнает основные претензии оппонентов к Ибн Таймийе, а также получает на них ответ. Наряду с критикой, Ризаетдин Фахретдин приводит слова похвалы в адрес правоведа и подчеркивает интерес к изучению взглядов Ибн Таймийи в среде российских мусульман, в частности ссылаясь на выдающегося татарского богослова Шигабутдина Марджани (1818-1889).

Изучение сочинения Ризаетдина Фахретдина, посвященного Ибн Таймийе, позволяет говорить о нем как о теологическом труде с элементами агиографии. Безусловно Ризаетдин Фахретдин соглашается с Ибн Таймийи в  ряде вопросов и использует его взгляды для обоснования и подкрепления своих собственных убеждений, что позволяет внимательному читателю лучше понять взгляды самого автора. Как во времена Ибн Таймийи, так и во времена Ризаетдина Фахретдина актуальным является вопрос о соотношении законоведческого, нормативного ислама и ислама регионального, характеризующегося определенными особенностями, которые обусловлены влиянием местных, национальных традиций. Будучи религиозными деятелями, оба мыслителя отстаивают законоведческий ислам и призывают к отказу от нововведений, которые, с их точки зрения, противоречат основам религии. Однако их взгляды отнюдь не исчерпываются борьбой за «чистоту» ислама.

Изданный перевод работы Ризаетдина Фахретдина «Ибн Таймийя» будет интересен исследователям, занимающимся изучением развития исламской богословской мысли в России на рубеже XIX-XX вв., творческим наследием самого Ризаетдина Фахретдина,  влиянием идей средневекового мусульманского мыслителя Ибн Таймийи на реформаторское движение в исламе в указанный период, а также тем, кто рассматривает Ибн Таймйию как одного из классиков исламской правовой и богословской мысли. В этом случае работа может задать направление дальнейшего, более глубокого изучения трудов как одного, так и другого мыслителя. В то же время тем, кто навешивает ярлыки и рассматривает Ибн Таймйию как «отца исламского фундаментализма», книга, скорее всего, даст очередной повод начать дискуссию о противостоянии салафизма и суфизма, о «хорошем» и «плохом» исламе, забывая о том, что одно из преимуществ ислама как религии заключается в допустимости самых разных форм его бытования, за исключением экстремистских.

Максимой изучения творчества Ибн Таймийи, как и любого другого мыслителя, может стать идея . Важно принимать правильные слова и отвергать ошибочные суждения, кем бы они ни были высказаны. А для того, чтобы суметь отделить зерна от плевел, нужно выносить идейное наследие выдающихся деятелей ислама на суд широкой общественности, уменьшая тем самым возможные ошибки в его интерпретации, что по существу и призвана сделать представленная работа в отношении наследия правоведа и богослова Ибн Таймийи.

 

Из вступления кандидата философских наук Анны Маточкиной к книге Ризаетдина Фахретдина «Ибн Таймийя»

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: