Отталкиваясь от наследия Мухаммада Садыка Кашгари культуролог Исмагил Шангареев и философ Нурали Латыпов провели
заключительную часть актуального диалога.
Исмагил Шангареев Говоря о приличиях, соблюдаемых в общественных собраниях, Мухаммад Кашгари обобщает очень большой материал в рамках Адаб ас-салихин. Воспитание культуры поведения людей, принимающих согласно долгу и социальному положению участие в общественных собраниях – важнейшая задача формирования вменяемого общественного управления.
Нурали Латыпов В чем вам видится воспитательное значение культуры общественных собраний. Ведь молодежь так далека от всего этого. Мне кажется, что для них сегодня смотреть какие-то заседания правительства или Государственной думы, или еще чего-то в этом роде, все равно, что смотреть футбол российской сборной. И то, и другое скучно, и бездарно.
Исмагил Шангареев Молодежь, конечно, специально не смотрит, так называемые, отечественные общественные собрания. Но вы же понимаете – все мы живем на одной планете и все равно на экране достаточно часто проскальзывает то одно, то другое заседание, и молодое поколение видит этот кошмар. Честное слово, когда смотришь на некоторых депутатов Российской Думы или Украинской Рады хочется написать петицию Аллаху, о том, что люди, которым доверены судьбы народов, ведут себя порой крайне недостойно, агрессивно и безответственно. И это на глазах миллионов телезрителей. Отсюда нигилизм молодежи, неуважение к власти, желание выйти на улицы с протестами против людей, давно потерявших уважение к своему народу. Молодежь очень тонко чувствует фальшь и несовершенство общественной жизни. Культура общественных собраний по Адаб ас-салихин далека от европейской, но несет в себе этические посылы, которые сегодня как никогда актуальны.
https://www.islamnews.ru/news-538667.html
Остановимся лишь на некоторых предписаниях Адаб ас-салихин:
- Переходя от уединения в собрание, необходимо иметь искреннее желание так поступать и не руководствоваться какой-либо задней мыслью.
- Перед собранием необходимо совершить омовение.
- Необходимо, предварительно очистив одежду, надушить её и своё тело; вещества, обладающие дурным запахом, следует удалить, чтобы не причинять неприятности людям, присутствующим в собрании, Надо вычистить зубы и очистить рот от запаха сырого луку, чесноку или тому подобных вещей, чтобы не возбудить неудовольствия присутствующих в собрании.
- Следует искать возможность приглашать на собрания достойных людей.
- Во время «зикра»‘ следует сидеть в кругу; в этом много пользы: люди, сидящие в кругу, все обращены лицом друг к другу, все они глядят друг на друга, в таком собрании нет ни высших, ни низших мест, все сидят одинаково.
- В собрании следует вести себя прилично и сидеть почтительно, следя, чтобы никому не было тесно, не упираться коленями в колени близ сидящего, без разрешения двух сидящих рядом людей не следует садиться между ними; далее, сидя в собрании, надлежит непрестанно вспоминать о Боге.
- Когда кто-нибудь из сидящих в собрании выйдет или войдёт, всем остальным следует подняться со своих мест.
- Высокопоставленных лиц следует просить сесть повыше и приветствовать поклоном.
- Надо остерегаться в собрании произносить неприличные слова, проявлять дурные стороны своего характера, делать неприличные движения и, вообще, надо стараться вести себя как подобает приличному человеку.
[caption id="attachment_538727" align="alignleft" width="300"]
Владимир Жириновский в своем репертуаре[/caption]
- Людям высокопоставленным и незначительным, каждому сообразно его положению, необходимо оказывать уважение и почтение; людей преклонного возраста надо почитать как отца и стараться им услужить. С равными себе, считая их братьями, следует обращаться вежливо и почтительно; меньших себе надо принимать за своих детей, обращаться с ними снисходительно, наставляя их на всё хорошее, что может быть полезно для них.
- С друзьями и мало знакомыми следует обходиться в собрании внимательно и доброжелательно; такое отношение составляет высшую степень благовоспитанности как высокопоставленных, так и обыкновенных людей.
- Своим братьям и близким надо прощать, если они провинились; при этом не следует заставлять их извиняться или стыдить их в лицо тем, что они сделали.
- Если один из присутствующих в собрании расскажет, что он совершил что-либо противозаконное, то остальные должны употребить все меры, чтобы привести его к раскаянию; если же кто выкажет намерение совершить что-либо дурное, то присутствующие должны отговорить его, своими советами удержать от дурного поступка.
Далее идут рекомендации, что не следует делать на собрании:
- В собрании неприлично зевать. Если и пришло желание зевнуть, надо удержаться от этого, прижимая крепче нижнюю губу верхними зубами. Если и этим не удастся прекратить зевоту, то следует прикрыть рот левой рукой или рукавом.
- Во время собрания не следует дремать.
[caption id="attachment_538725" align="alignleft" width="300"]
Депутат Госдумы от КПРФ Руслан Гостев[/caption]
- Неприлично стараться выделяться среди остальных, своей способностью сосредоточиваться и выказывать степень своего духовного совершенства; напротив, со смирением надо стараться скрывать своё значение. Если кто во время собрания может заняться чтением книги или благочестивым разговором о вере, то так и следует поступить; если же нет, то следует заняться каким-либо другим делом, скрывая степень своего духовного совершенства.
- Если кто-нибудь говорит, не следует его перебивать, а необходимо выждать конца начатой речи и тогда уже самому начинать говорить.
- Не надо и говорить слишком много. Учители тариката советуют высказываться лишь тогда, когда душа будет покорна языку, а язык покорен Богу, т.е. говорить только искренне. Вступающему в собрание лучше всего хранить абсолютное молчание.
- Каждый должен говорить только о том, что до него касается.
- Никого не следует осуждать в его отсутствие, не следует и слушать, когда кто-либо дурно отзывается об отсутствующем, это грешно.
Нурали Латыпов Читается как рекомендация для наших депутатов. Думаю, что давно пора создать Кодекс поведения в общественных местах, опираясь, прежде всего, на опыт Государственной думы, где все нормы поведения соблюдаются с точностью до наоборот. При всей архаичности и жесткой культурной привязке рекомендации Адаб ас-салихин, хороший пример того, как надо вести себя в общественных местах. Мне как нейробиологу, кажется, что воспитательное значение Кодекса приличий в целом, как и раздела правилах поведения в общественных местах, надо рассматриваться в свете феномена зеркальных нейронов.
Как известно, зеркальные нейроны, особые клетки коры больших полушарий мозга (открыты в 90-х годах ХХ века итальянским нейрофизиологом Джакомо Риццолатти). Они позволяют нам «примерить» на себя поведение другого человека. Улыбнитесь младенцу, и он улыбнется вам в ответ, нахмурьте брови, и он заплачет. Это происходит потому, что его зеркальные нейроны словно отражают (отсюда их название) выражение лица другого человека и мозг запоминает его. Тоже самое происходит в мозгу юноши, который вдруг оказывается невольным зрителем того, как Жириновский в государственной думе таскает за волосы женщину. Молодой человек подсознательно примеряет на себя эту ситуацию, пологая, что это нормальное явление общественной жизни.
Исмагил Шангареев Культура поведения в обществе – важнейшая платформа воспитания подрастающего поколения. Не побоюсь громких фраз, но патриотизм, любовь к родной земле, вера в великое будущее России – все это в значительной степени обусловлено уровнем политической культуры в обществе. Молодые люди, как правило, максималисты и требуют от жизни полной прозрачности и правды во всем, что вокруг них происходит. Это касается и семьи, и общества. Поэтому простые истины Адаб ас-салихин, взятые из самой жизни мусульманского мира в его историческом измерении, во многом актуальны и сегодня. Причем это, прежде всего, относится к, так называемым, светским обществам, где неуважение к друг другу на «общественных собраниях» просто не знает никаких границ.
Войти с помощью: